comradetribunal (comradetribunal) wrote in ru_kara_murza,
comradetribunal
comradetribunal
ru_kara_murza

Category:

Хазин о посткризисном обществе, морали, Западном и Советском проектах

#Tags: будущее, СССР, Запад, система ценностей

Отрывок из интервью 2010-09-10 Хазина М.Л. на радио «Голос России».

Источник http://rus.ruvr.ru/2010/09/10/19780343.html.

Обсуждение http://worldcrisis.ru/crisis/784792/thread_t

 

"Собственно, весь ХХ век - это борьба двух проектов, западного и красного. Обращаю внимание, это очень важная вещь. В библейских проектах и в красном проекте есть мораль. Мораль - это осознание человеком основных заповедей. В красном проекте ценностная база абсолютно совпадает. Но справедливость понимается немножко по-другому. Она есть отсутствие эксплуатации...

В западном проекте нет морали. Там есть закон...

А западный проект абсолютно людоедский. Единственное, что привлекает к нему определенный тип людей, так это то, что в отличие от всех остальных проектов, в которых главное слово "справедливость", там главное слово — "нажива"..."

 

Оганесян: Спасибо. Есть два очень сходных вопроса. Я попробую их объединить. Один из Санкт-Петербурга, от Марины Мельниковой. И анонимный вопрос из Москвы. Начну с дамы. "11 сентября с падением башен-близнецов в Нью-Йорке, видимо, закончилась эпоха либерализма в мировой экономике и политике. Что возникнет на руинах старого мира? Какой вы видите конструкцию новой цивилизации? Какой главный философский подход в отличие от либерализма будет лежать в основе этой новой конструкции?"

Из Москвы напоминают, что вы много говорили о сегодняшних процессах и рассматривали их через призму глобальных проектов. Самый главный из них - процесс выстраивания нового посткризисного общества.

Хазин: Да, естественно. Еще раз говорю: мы стоим перед изменением модели. Если мы посмотрим на то, что такое глобальный проект, то это будет идея, которая, как писал Ленин, овладевает массами. Это вот та самая идея... Грубо говоря, носители глобального проекта говорят людям: "Смотрите, мы описываем вам мир. Вот наши идеи. Идите с нами, потому что наше описание правильно. Если вы пойдете с нами, вы будете жить хорошо. Мы вас обеспечим".

Если мы посмотрим на историю, то далеко не каждая идея может стать глобальным проектом. Собственно, слово "проект" мы внесли по очень простой причине. Эта идея должна быть настолько сильной, что она этой своей силой приводит людей в некоторое конструктивное русло. А глобальной, потому что он по определению обращается ко всем. У Гитлера был не глобальный проект, а национальный. По определению ограниченный - только для немцев. У китайцев - только для китайцев. Сегодня в этом основная слабость. Проекты не могут выйти в мир, потому что то знание и та сила, которую они несут, только для китайцев. Для всех остальных они ничего не говорят.

В истории было не так много глобальных проектов. Если говорить о Европе, где ключевую роль... Безусловно, буддизм - глобальный проект, еще есть иудаизм, ислам, христианство. Сначала монопольное, а потом в виде православного и католического проекта.

После этого произошла замечательная история. В XVI веке в результате природных катаклизмов и Великих географических открытий... Открыли Америку, завезли золото. Была нарушена система денежного обращения. Был сломан ценностный механизм. У христианского, иудейского, исламского проектов была одна общая система ценностей. Условно говоря, 10 заповедей в христианском варианте, Нагорная проповедь. При этом главное слово, описывающее проект, было словом "справедливость". Механизм, как добиться этой справедливости, у православных был один, у католиков - другой, хотя и близкие. А у мусульман третий. Но справедливость у них одинаковая. Это главное.

В XVI веке после распада появился капиталистический проект, который разрушил базовую ценностную библейскую модель и выкинул из нее один элемент, а именно ссудный процент. Поскольку для верующих все дано от Бога, не дело человека оттуда что-то вынимать... С точки зрения социальной науки они также образуют достаточно связанную конструкцию, и тоже ничего вытащить нельзя. И поэтому капиталистический проект создал чрезвычайно неустойчивую систему.

В результате, к XVIII веку появилось два новых глобальных проекта, две новых идеи, одна из которых довела до логического завершения капиталистическую идею, а именно вообще отменила все остальные заповеди. Вот в западном смысле слово "свобода" нужно понимать радикально. Свобода - это право любого человека выбирать или отвергать для себя любые заповеди.

Кроме того, появился еще один проект, который возвращал обратно заповедь. Это красный проект. Отличие красного проекта от предыдущего варианта состоял вот в чем. Механизм научно-технического прогресса - это кредит. Если мы пытаемся вернуться в христианскую или исламскую экономику, то мы лишаем себя возможности строить технологическое общество. Действительно, сегодня нет исламских стран, в которых было бы технологическое общество. Есть две страны - Иран и Турция. Но Турция - это светская страна. А Иран - это все-таки персидская страна. Там и ислам специфический. По этой причине в красном проекте был оставлен ссудный процент. В СССР был кредит, но в очень специфической форме. Было запрещено частное присвоение доходов от ссудного процента. Это есть общественный доход.

Собственно, весь ХХ век - это борьба двух проектов, западного и красного. Обращаю внимание, это очень важная вещь. В библейских проектах и в красном проекте есть мораль. Мораль - это осознание человеком основных заповедей. В красном проекте ценностная база абсолютно совпадает. Но справедливость понимается немножко по-другому. Она есть отсутствие эксплуатации. Я не буду говорить о проблемах красного проекта. В западном проекте нет морали. Там есть закон. И это очень хорошо видно на примере знаменитой истории в Новом Орлеане во время урагана "Катрина". Дело в то, что такое закон. Тебе нельзя делать нечто, если оно запрещено законом. Нельзя убить своего соседа. А убить индейца, который в лесу, можно. Он не защищен законом.

Сколько человек убили американцы в Ираке, в Афганистане, сколько они убивают сейчас в Пакистане... Это происходит по одной-единственной причине. Американское законодательство такие убийства не осуждает. Они как бы неподсудны. Вот если представитель в Ираке стреляет из автомата по улице, объясняя это тем, что ему показалось, что ему что-то угрожает, то он неподсуден. Конечно, общественный скандал привел к тому, что часть сотрудников американцам пришлось убрать из Ирака. Но от этого суть не изменилась. Их никто не осудил. Это принципиальная вещь. У них, еще раз повторяю, самое по себе убийство не является неправильным. Оно является неправильным только в том случае, если где-то в законе написано, что конкретное убийство наказуемо. Ненаказуемо убивай себя, - пожалуйста. Если вы отец пятерых детей от 3 до 12 лет, а вашим соседом является человек, который активно пропагандирует снятие запрета на педофилию, вы не можете требовать, чтобы его отселили. Хотя он, безусловно, представляет опасность для ваших детей. Я уже не говорю о том, что в современных американских школах гомосексуалисты среди подростков младшего возраста открыто проводят уроки на тему гомосексуализма под видом того, что они должны знать это явление. С моей точки зрения, это вещи, которые являются преступлением. И еще многое другое.

Оганесян: А вас не смущает, что красная экономика, о которой вы говорите, представляла некое подобие идеальной христианской модели экономик? Но все делалось без Христа. Как это возможно?

Хазин: Собственно, Христос... Мухаммед не был богом. Он был человеком, пророком. Надо понимать, что четкая ценность одинаковая, но модели разные. Это разные глобальные проекты. У красного проекта действительно была слабость. Она была связана с тем, что в нем отсутствовала мистическая компонента. Был символ веры. Ленин сказал в своей ключевой фразе, что учение Маркса - всесильное. Это и было символом веры, но дальше ничего не было. Конечно, это создало проблемы в 1980-е годы. А западный проект абсолютно людоедский. Единственное, что привлекает к нему определенный тип людей, так это то, что в отличие от всех остальных проектов, в которых главное слово "справедливость", там главное слово - "нажива". Если ты заработал много денег, то, соответственно, ты...

Оганесян: Успешный человек.

Хазин: Да. Они под это и адаптировали христианское учение. Они сказали, что это правильно. Христианство замечательно, но только с одним условием. Признаком любви Бога к тебе является...

Оганесян: Чем ты богаче, тем ближе к Богу.

Хазин: Количество денег.

Оганесян: Все-таки отметим на вопрос. Что может прийти...

Хазин: С моей точки зрения, та модель, которая придет на смену западному проекту, будет касаться восстановления библейской системы ценностей. Если говорить об экономике, скорее всего, это будут варианты социалистической экономики красного проекта, в котором останется ссудный процент, но он будет очень жестко контролироваться обществом. Вообще, два глобальных проекта всегда остро конкурируют между собой. В нашем конкретном случае я не исключаю, что, рассматривая социалистическую экономику и христианскую или исламскую мистическую компоненту, их можно объединить. Грубо говоря, в христианском и исламском обществе можно построить социалистическую экономику. Они не антагоничны. Я склонен считать, что новая модель будет построена на таком синтезе. Но как она будет устроен, я пока не знаю.

Оганесян: Пока трудно...

Хазин: Еще раз говорю, это может занять десятки лет, а теоретически, и сотни. Любой глобальный проект всегда начинался с пророка. Появлялся человек, который себя вел как пророк.

Оганесян: Не новая экономическая школа разрабатывающая или разработанная...

Хазин: Она идет за идеей.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments